Комментарий к статье 637 ГК РФ

1. Страховой интерес в транспортном средстве принадлежит прежде всего его собственнику, поскольку именно он несет по общему правилу риск случайной гибели или повреждения транспортного средства (ст. 211 ГК). Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Поэтому именно на арендодателя закон возлагает обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

2. Комментируемая статья касается двух видов имущественного страхования: 1) страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества — переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 ГК); 2) страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (ст. 931 ГК) при эксплуатации арендованного транспортного средства. Ее действие не распространяется на страхование других рисков, в частности, наличное страхование экипажа транспортного средства, которое предусмотрено рядом транспортных уставов и кодексов.

3. В п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» названы такие виды страхования, как страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, средств воздушного, водного и железнодорожного транспорта за причинение внедоговорного вреда третьим лицам. Однако не все эти виды страхования являются обязательными в смысле п. 4 ст. 931 ГК РФ.

Читайте также:  Комментарий к статье 613 ГК РФ

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) регулируется Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263.

Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью либо имуществу при эксплуатации воздушного судна, предусмотрено в п. 1 ст. 131 Воздушного кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 203 КТМ судовладелец обязан в течение срока действия тайм-чартера оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности.

Если арендатор использует транспортное средство (кроме легкового такси) для перевозки пассажиров, то он обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ст. 1, 5 и 8 Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»).

Читайте также:  Комментарий к статье 645 ГК РФ

4. С учетом системного толкования норм ст. 15, 640, 931, 1064 ГК РФ используемый в тексте комментируемой статьи термин «ущерб» следует рассматривать в качестве синонима терминов «вред» и «убыток» .

5. Комментируемая норма является диспозитивной, т.е. закрепленное в ней правило может быть изменено соглашением сторон договора аренды транспортного средства с экипажем.