Комментарий к статье 638 ГК РФ

1. Исключением из общих правил об аренде (п. 2 ст. 615 ГК) является закрепленное в п. 1 комментируемой статьи право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя. Однако данная норма является диспозитивной, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть иное правило (необходимость получения согласия арендодателя на все или определенные случаи передачи транспортного средства в субаренду и т.п.).

Поскольку транспортное средство управляется и обслуживается экипажем арендодателя, арендатор может сдавать его в субаренду только на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем.

Общие положения о субаренде, содержащиеся в ст. 615 и 618 ГК РФ, применяются к субаренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства в том случае, если они не изменены транспортными уставами и кодексами (ст. 641 ГК).

2. В рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства арендатор вправе от своего имени заключать договоры с третьими лицами. Поскольку основное назначение транспортного средства — это перемещение в пространстве грузов, пассажиров, багажа, то к числу таких договоров относятся прежде всего договоры перевозки и фрахтования (ст. 785 — 787 ГК).

Читайте также:  Комментарий к статье 619 ГК РФ

Однако возможно использование транспортного средства и для оказания услуг по буксировке, в целях рыболовства, проведения гидрологических и иных исследований, геологоразведочных работ и т.п., если это не противоречит целям, указанным в договоре аренды. Если же в договоре аренды не установлены цели использования транспортного средства, то оно должно использоваться в соответствии с его назначением. К примеру, для перевозки пассажиров не должны использоваться грузовые транспортные средства, поскольку транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, например пассажирские вагоны, должны не только содержаться в исправном техническом состоянии, но и соответствовать требованиям санитарных норм, правил, других нормативных документов (ст. 80 Устава железнодорожного транспорта). Опасные грузы должны перевозиться только специальными или специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (п. 4.1.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом ).

Указанные в п. 2 комментируемой статьи договоры с третьими лицами арендатор вправе заключать без согласия арендодателя.

3. Транспортное законодательство также содержит положения относительно прав арендаторов транспортных средств заключать договоры об использовании таковых с третьими лицами. Если иное не предусмотрено тайм-чартером, фрахтователь морского судна в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать с третьими лицами от своего имени договоры субтайм-чартера, т.е. фрахтования судна на время с экипажем на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока. Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем (п. 1 ст. 202 КТМ). Фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы (ст. 205 КТМ). При аренде речного судна с экипажем арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия арендодателя, если они не противоречат назначению и классу судна, а также целям, предусмотренным договором аренды (п. 1 ст. 62 КВВТ). Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду на условиях аренды судна с экипажем (п. 4 ст. 62 КВВТ).

Читайте также:  Комментарий к статье 651 ГК РФ