Комментарий к статье 641 ГК РФ

1. Для того чтобы отразить особенности аренды отдельных видов транспортных средств, продиктованные спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и т.п., помимо общих положений ГК РФ об аренде транспортного средства с экипажем указанные отношения регулируются также нормами транспортных уставов и кодексов.

Транспортные уставы и кодексы представляют собой источники специального (отраслевого) регулирования отношений, складывающихся на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта.

Принимая во внимание комментируемую статью и ст. 625 ГК РФ, нормативно-правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств осуществляется на трех уровнях: 1) положения об аренде транспортных средств (§ 3 гл. 34 ГК); 2) предписания транспортных уставов и кодексов, устанавливающие особенности аренды отдельных видов транспортных средств; 3) общие положения об аренде (§ 1 гл. 34 ГК).

2. Аренда морского судна с экипажем называется договором фрахтования судна на время (тайм-чартером), по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Читайте также:  Комментарий к статье 679 ГК РФ

Среди особенностей аренды морских судов следует обратить внимание на установление существенных условий тайм-чартера (ст. 200 КТМ), возложение на фрахтователя обязанности внести плату за задержку возврата судна (ст. 204 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 208 КТМ), а также на особенности уплаты фрахта в случае гибели судна (ст. 209 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все установленные гл. X КТМ специальные правила о тайм-чартере носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. 199 КТМ).

3. Вопросы регулирования аренды судов внутреннего водного транспорта выделены в специальную гл. X КВВТ. Необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2013 г. утратил силу п. 1 ст. 60 КВВТ, в соответствии с которым положения гл. X КВВТ носили диспозитивный характер. Поэтому в настоящее время стороны договора аренды не вправе изменять их своим соглашением.

В соответствии с п. 6 ст. 60 КВВТ договор аренды обязательно должен предусматривать срок передачи судна в распоряжение арендатора (т.е. это условие является существенным).

Читайте также:  Комментарий к статье 643 ГК РФ

Другие правила аренды судов на внутреннем водном транспорте во многом однотипны специальным правилам КТМ об аренде морских судов: плата за задержку возврата судна, право арендодателя изъять судно у арендатора при просрочке внесения платы (п. 4 и 5 ст. 65 КВВТ) и др.

4. Воздушный кодекс РФ не отграничивает четко договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна с экипажем (ст. 104 Воздушного кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под «иным правом» в данном случае следует понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержит норм об аренде автомобилей с экипажем.