Комментарий к статье 649 ГК РФ

1. Комментируемая статья, как и ст. 641 ГК РФ (см. комментарий к ней), предусматривает возможность регулирования отношений по аренде транспортных средств без экипажа транспортными уставами и кодексами. Предписания транспортных уставов и кодексов призваны регламентировать иные особенности аренды отдельных видов транспортных средств без предоставления услуг по их управлению и технической эксплуатации в развитие положений § 3 гл. 34 ГК РФ.

2. Фрахтование морского судна без экипажа именуется бербоут-чартером, по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

К особенностям, которые установлены транспортным законодательством, можно отнести установление существенных условий бербоут-чартера (ст. 213 КТМ), исключение ответственности фрахтователя по требованиям возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (ст. 219 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 221 КТМ), возможность заключения бербоут-чартера с правом выкупа судна (ст. 221, 222, 224 КТМ) и др.

Читайте также:  Комментарий к статье 647 ГК РФ

Необходимо учитывать, что все специальные правила о бербоут-чартере носят диспозитивный характер и не применяются, если иное установлено соглашением сторон (ст. 212 КТМ).

3. Аренда судов без экипажа на внутреннем водном транспорте отличается, к примеру, тем, что арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду только с экипажем (п. 5 ст. 64 КВВТ), в случае задержки внесения арендной платы более чем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки (п. 5 ст. 65 КВВТ) и др. В отличие от норм КТМ положения КВВТ об особенностях аренды судов без экипажа не могут быть изменены соглашением сторон.

4. Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержат специальных предписаний относительно аренды соответствующих транспортных средств без экипажа.